+7 495 120 17 38
с 10:00 до 20:00 без выходных
Оставить заявку

Замерз автомобиль — что делать и как предотвратить. Часть I

177

Перед зимой в автомобиле нужно поменять жидкости, сменить резину, смазать уплотнители и провести другие мелкие работы, которые сильно облегчат эксплуатацию авто в зимнее время. Иногда этих мер недостаточно — и автомобиль замерзает: появляется лед на колодках, на щетках стеклоочистителей, АКБ теряет заряд и авто не заводится.

Автопрагмат собрал основные проблемы автомобилистов в зимний период — что может замерзнуть, как решить проблему на месте и можно ли предотвратить повторный отказ систем или деталей — или снизить этот риск.

Замерзают тормоза

Проблемы с тормозами зимой — самые частые последствия холодов. Обычно тормозные колодки примерзают к диску или барабану. Если замерзли колодки и не получается начать движение, во-первых, не нужно паниковать.

Самый простой вариант, который лучше не использовать — разблокировать колодки двигателем. Понемногу — это важно! — несколько раз нажать на газ (или на сцепление в случае с МКПП), чтобы «сорвать» лед. Попробуйте движение как вперед, так и назад. Главное при этом — не сорвать фрикционные накладки: именно поэтому способ не считают безопасным. Но это самый распространенный и эффективный вариант по мнению практикующих водителей.

Другие варианты зависят от типа тормозов.

Колодки дисковых тормозов разморозить проще. Если их нагреть выхлопными газами, бытовым феном или горелкой (со 100% осторожностью) — это сработает. Облить элементы можно теплой водой — но не кипятком. Кипяток на морозе и на холодном металле замерзнет моментально. Омывающая жидкость тоже вряд ли поможет.

В барабанных тормозах колодки примерзают к самому барабану. Оптимальный вариант — снять колесо и нагреть барабан выхлопными газами, подведя к нему шланг. На это потребуется время, и много времени — металл цилиндра толстый, а температура выхлопных газов стоящего автомобиля не так высока. Кроме того, потребуется подходящий шланг, который нужно насадить на выхлопную трубу. Так что способ скорее теоретический, чем практический.

Более практичный вариант — снять колесо и постучать по барабану, чтобы разбить лед. Это можно сделать и не снимая колеса: просуньте через диск деревяшку, прислоните ее к барабану и стучите по ней.

Также можно использовать газовую горелку. С горелкой нужно соблюдать правила: не держать пламя долго на одном месте, прогревать механизм равномерно, часто отводить пламя от механизма подальше. Главное не оплавить резиновые уплотнители тормозной системы: ее герметичность нарушать нельзя.

Обливать такие тормоза водой нельзя — пока поставите колесо на место, лед схватится еще сильнее. Бессмысленно переводить на это и омывающую жидкость — напомним, цилиндр барабана очень толстый, жидкость не расплавит лед внутри механизма.

Как сделать, чтобы колодки не примерзали?

Правила предосторожности:

  • не пользуйтесь стояночным тормозом, а включайте режим «Parking» или оставляйте на передаче, если авто с МКПП
  • просушите колодки после лужи, мойки, долгой езды несколькими торможениями.
  • Садится аккумулятор

    Это основная проблема автомобилистов зимой просто потому, что при низких температурах АКБ быстрее разряжается. Но есть еще один нюанс. Если в основном владелец ездит на короткие дистанции, то в зимнее время аккумулятор н6е успевает подзарядиться — и севший аккумулятор разрядится полностью, без возможности повторной зарядки.

    Если аккумулятор сел, лучший способ завести автомобиль — использовать пуско-зарядное устройство. Это небольшой прибор, который может выдавать ток разной мощности. Обычно у пускозарядников есть два режима: зарядки аккумулятора и запуска двигателя.

    Можно воспользоваться классическим способом и «прикурить» автомобиль от другого автомобиля — соединить аккумуляторы специальными проводами. Но рекомендуем это делать, только если нет пускозарядника. Современные автомобили напичканы электроникой, которая может сгореть из-за резкого импульса тока.

    Как «прикурить» автомобиль:

    1. Заведите автомобиль-донор. Если оба автомобиля будут заглушены в какой-то момент при «прикуривании», скорее всего, сядут оба аккумулятора
    2. Подключите клеммы: плюс реципиента к плюсу донора, минус донора — на минус АКБ или «массу» реципиента.
    3. «Масса» автомобиля — это, по сути, минус. «Массой» может стать любая часть кузова или ДВС без окраса и ржавчины, но лучший вариант — использовать указанные в руководстве по эксплуатации специальные клеммы-выводы для запуска.

    4. После подключения клемм подождите 5-10 минут. За этой время небольшой заряд «перетечет» к реципиенту и разность потенциалов сократится.
    5. После этого можно завести разряженный авто и одновременно поддать газу на доноре до 2-3 тысяч оборотов, чтобы реципиенту точно хватило тока.
    6. Снимите клеммы в обратном порядке.

    Еще один способ — обзавестись запасной АКБ. Ее можно держать в доме и следить, чтобы она была всегда заряжена. Если на автомобиле сел аккумулятор, его можно «прикурить» от второй АКБ, или поменять батареи местами — поставить заряженную, а разряженную унести на зарядку.

    Предотвратить разрядку аккумулятора можно следующими способами:

  • выключайте все потребители тока и приборы перед тем, как уйти из машины
  • если аккумулятор легко снять, перед сильным морозом можете унести его с собой
  • если ездите часто и недалеко — раз в месяц подключайте батарею к специальному зарядному устройству
  • заранее подберите подходящее пуско-зарядное устройство.
  • Примерзли дворники (щетки стеклоочистителя)

    Снег и омывающая жидкость забивают щетки стеклоочистителя и превращаются в лед. Перепады температур — теплое стекло, мороз снаружи — запускают цикл образования льда, и с утра вы обнаруживаете, что дворники примерзли к стеклу.

    Не стоит силой отрывать щетки стеклоочистителей — так можно порвать поводок, пружину или тонкий резиновый слой рабочей поверхности, и дворники не смогут выполнять свою работу (а эксплуатация такого автомобиля запрещена ПДД). Не рекомендуем также отбивать дворники о лобовое стекло, его могут повредить забившиеся льдинки. Самый простой способ — прогреть машину, чтобы щетки оттаяли сами. Если это не помогло, можно использовать спрей-размораживатель стекол, он же антилед.

    Как сделать так, чтобы дворники не замерзали:

  • перед стоянкой переведите щетки стеклоочистителя в сервисное положение
  • проветривайте автомобиль перед ночной или долгой стоянкой, чтобы выровнять температуру
  • чистите или меняйте щетки, если резиновый слой изношен.
  • Совет: если на вашем авто есть датчик дождя, не оставляйте стеклоочистители зимой в положении «Auto» — при запуске датчик распознает снег и лед и включит дворники. Царапины на стекле практически гарантированы.

    Замерзло топливо

    Зимние холода влияют в том числе и на топливную систему автомобиля. Но проблемы у авто с бензиновыми и дизельными двигателями разные.

    На дизелях замерзает неправильно подобранное топливо. Оно делится на зимнее, летнее, арктическое — в зависимости от диапазона температур, в котором может использоваться. Обычно заправочные станции переходят на зимнее топливо раньше, чем наступают заморозки. Но ошибка АЗС — не единственная ситуация, когда дизель может застыть и закупорить всю топливную систему.

    Что делать, если замерз дизель?

    Когда замерзает дизель, выход один — эвакуатор в автосервис. Там топливо отогреют, сольют и заменят топливную аппаратуру, если застывшее топливо успело повредить систему.

    Можно эвакуировать или буксировать автомобиль на теплую стоянку или гараж, или использовать тепловые пушки, направляя их под днище предварительно укрытого автомобиля. Топливо разморозится, и вы сможете доехать до сервиса. Но если дизель разморозился не полностью, повышается риск дорогостоящего ремонта — лед повреждает элементы топливной магистрали.

    Топливная система бензинового двигателя тоже страдает в морозы. Через вентиляцию и паровоздушный клапан в бензобак проникает атмосферный воздух. Вода, которая в нем содержится, оседает на стенках бака в виде конденсата, а затем опускается на дно бака — ее плотность выше, чем у бензина.

    В мороз вода на дне бака замерзает. Если бак почти пустой, бензонасос хватает льдинки, и топливная система забивается льдом. После такого приключения придется ехать в сервис, снимать и промывать бак, менять фильтры. В некоторых случаях приходится менять шланги системы — лед их повреждает, и форсунки.

    Снизить риск замерзания топлива можно превентивными мерами:

  • используйте подходящий дизель и заранее залейте специальную присадку — антигель
  • не ездите зимой на минимальном уровне топлива, с горящей лампочкой
  • при ожидании сильных морозов — ищите теплую стоянку.
  • В холодный период всем автомобильным системам приходится нелегко. И даже после подготовки авто нет гарантии, что морозы не подкинут сюрпризы. Но если проблема появилась — используйте безопасные решения, которые не приведут к непредвиденному ремонту.