+7 495 120 17 38
с 10:00 до 20:00 без выходных
Оставить заявку

Какие коробки передач бывают в автомобилях?

223

Коробка переключения передач – агрегат, который позволяет эффективно переводить момент от двигателя на колеса автомобиля. В этой статье поговорим о том, какие бывают коробки передач, каковы особенности их конструкции, что в них в первую очередь подвержено поломкам и износу, и как самому провести диагностику КПП.

Механическая коробка передач

Наиболее простой и распространенный тип КПП. За счет прямого зацепления шестерен МКПП позволяют передавать крутящий момент от двигателя колесам с минимальными механическими потерями, что позитивно сказывается на среднем уровне расхода топлива.

Механическая КПП – надежный, давно отработанный до идеала производителями узел автомобиля. При своевременной замене масла и контроле его уровня, механическая коробка обычно не доставляет особых хлопот владельцу авто.

Основной недостаток МКПП – некомфортная эксплуатация автомобиля, особенно в городе, в пробках и при частых остановках.

Диагностика МКПП

Необходимо убедиться в четком включении передач, а также в отсутствии посторонних шумов при их включении. Во всех режимах движения не должно наблюдаться заметных подергиваний и вибраций, особенно при разгоне. Визуально можно обнаружить подтекания масла, оценить его состояние, наличие в нем металлической стружки.

Вариатор

Различают вариаторы с цепным (Lineartronic и CVT Multitronics) и клиноременным (Jatco и Aisin) приводом. Ремень изнашивается быстрее, чем цепь, но его замена стоит дешевле. В свою очередь, цепь способна передавать больший крутящий момент.

Ресурс вариатора очень сильно зависит от манеры вождения и температурного режима эксплуатации агрегата. Необходимо избегать перегрева рабочей жидкости: не допускать буксования колес автомобиля, вовремя очищать теплообменник вариатора.

Большой минус приобретения автомобиля с вариатором на вторичном рынке – невозможность точно оценить состояние этой КПП без разбора.

Диагностика вариатора

Можно грубо оценить степень износа деталей вариатора, если подъехать к препятствию (вроде бордюра) и попытаться заехать на него. Изношенный вариатор не полностью передает крутящий момент на колеса, и это будет заметно при движении по неровностям.

Еще один способ – при равномерном движении по дороге резко добавить оборотов двигателю. Если начнется равномерный разгон, без провалов и рывков, на данный момент состояние вариатора вполне рабочее.

Если есть возможность снять поддон вариатора, можно оценить состояние рабочей жидкости и проверить, сколько металлической пыли собралось на магнитах. Чем ее больше, тем сильнее износ механизма.

Автоматическая (гидромеханическая) коробка передач

Самая надежная КПП, способная передавать на колеса наибольший крутящий момент, несмотря на требовательность к качеству рабочей жидкости и условиям эксплуатации.

Нередко гидромеханические коробки передач переживают сам автомобиль, но некоторые модели имеют слабые места в конструкции. Наиболее часто в АКПП изнашиваются:

  • гидроблок,
  • соленоиды,
  • гидротрансформатор,
  • фрикционы,
  • тормозная лента,
  • барабаны.

    При неисправности какого-либо элемента в такой коробке будет разумно поменять и другие ее детали, на которых наблюдается явный износ. Стоимость работ по ремонту достаточно высока, и откладывать замену дефектных деталей на будущее – не самая рациональная мера.

    Диагностика АКПП

    Подключенный автомобильный сканер позволяет получить немало информации о состоянии автоматической коробки и режимах ее эксплуатации.

    При заведенном двигателе и включенном режиме D (не нажимая педаль газа) нужно до упора выкрутить руль влево и вправо. При этом автомобиль должен начать медленно двигаться вперед.

    При ходовых испытаниях не должно быть рывков, переключения должны быть плавными, без провалов.

    Если есть возможность снять поддон, можно оценить состояние масла и количество металлической стружки.

    Роботизированные коробки передач

    Существуют варианты таких коробок с одним и с двумя сцеплениями. Самый неприятный тип среди всех автомобильных КПП – робот с одним сцеплением. По сути, это механическая коробка передач с исполнительным механизмом, который угадывает – на основании скорости машины и оборотов ДВС – момент, когда надо переключить передачу. На практике это требует от водителя постоянно подстраиваться под алгоритмы работы КПП. Как следствие, коробки такого типа страдают от ускоренного износа.

    Роботизированная коробка с двумя сцеплениями (как сухого типа, так и «мокрого», где сцепления помещены в рабочую жидкость) на данный момент является самым эффективным вариантом автомобильной КПП по топливной экономичности. Они подбирают даже более выгодные режимы работы двигателя, чем это возможно сделать вручную, на МКПП. Такие РКПП с двумя сцеплениями надежны и ремонтопригодны, а стоимость ремонта примерно такая же, как у «автомата» и вариатора. Переключение передач в роботах с двумя сцеплениями – самое быстрое и незаметное среди всех автоматизированных коробок.

    Наиболее подверженные поломкам элементы РКПП с 2-мя сцеплениями:

  • блок сцеплений,
  • мехатроник,
  • механическая часть,

    Роботизированные коробки с двумя сцеплениями – вероятное будущее мирового автопрома. С их массовым применением автопроизводителям удастся и дальше успешно вписываться во все более жесткие экологические рамки.

    Диагностика РКПП

    Сканер позволяет получить множество рабочих параметров РКПП, оценить степень износа многих элементов и спрогнозировать срок их ремонта или замены.

    Включив Launch Control и выжав две педали, нужно посмотреть на обороты двигателя: они должны удержаться на отметке 3800 об/мин.

    Резюме

    Почти у всех типов КПП автомобилей есть свои сильные и слабые стороны. И какая бы коробка ни стояла в автомобиле, перед его покупкой в обязательном порядке нужно изучить историю обслуживания, с чеками и документами, а также крайне желательно – сделать компьютерную диагностику и оценить состояние масла (рабочей жидкости).