Детали и обслуживание ▪ 8 декабря 2021
Чем отличаются бензиновые и дизельные двигатели?
👁 11793
При общей конструкции (поршни, цилиндры, ГБЦ, ГРМ, шатуны, коленвал и т.д.) бензиновые и дизельные двигатели различаются по нескольким параметрам и устройству. В этой статье мы определим главные отличия двигателей с разным видом топлива, их технические особенности и эксплуатационные характеристики.
Вид топлива
Главное и очевидное различие бензиновых и дизельных двигателей — в топливе. Вся разница в их устройстве и принципе работы вытекает именно из того, что топливо отличается по своим параметрам и химическим свойствам.
Оба вида топлива — продукты нефтепереработки. Но для их получения используют разные технологии, благодаря которым в бензине содержится меньше тяжелых углеводородов, чем в дизельном топливе.
Функция дроссельной заслонки
Дроссельная заслонка присутствует в любой системе впуска. Она расположена между впускным коллектором и воздушным фильтром и регулирует воздушный поток. Но есть значительное отличие в том, для чего она нужна в двигателях на бензине и дизеле.
В двух словах: в бензиновом моторе дроссельная заслонка работает всегда, благодаря ей происходит сгорание топлива в цилиндрах. В дизеле дроссель заглушает ДВС и помогает системам экологии.
Свечи зажигания и свечи накала
Использование свечей зажигания и накаливания зависит от химических свойств топлива. Свеча зажигания дает электродугу — искру, — от которой в цилиндрах загорается смесь бензина и воздуха.
Дизель не горит от открытого огня: его нужно смешать с воздухом, нагреть и сжать. Свеча накала разогревает топливо в момент впрыска. Воспламенение происходит самостоятельно, при сжатии; поджигать топливовоздушную смесь не требуется.
Резюмируем:
Катализатор и сажевый фильтр
Помимо полезной работы любой ДВС производит выхлопные газы. Чтобы сделать их менее токсичными, перед выбросом в атмосферу их очищают специальные приспособления — каталитические нейтрализаторы, или просто катализаторы. Катализатор состоит из керамических сот с каталитическим нейтрализующим слоем (обычно — платиновым).
Катализатор используют и с бензиновыми, и дизельными двигателях. Но мы помним о различиях в топливе: дизель — более тяжелый и маслянистый. Помимо газов дизельный ДВС вырабатывает сажу, которую катализатор устранить не может.
Для захвата сажи используется еще один элемент — сажевый фильтр. Он состоит из металлического корпуса, в котором расположена керамическая ячеистая матрица с пористыми трубками. Газ свободно проходит через ячейки и трубки, а частички сажи застревают в пористых каналах — и остаются в сажевом фильтре.
В некоторых дизельных автомобилях работает система дополнительной очистки — впрыска искусственной мочевины AdBlue в выпускную магистраль. Раствор реагента (вода и аммиак) впрыскивается в тракт и перемешивается с газами, нейтрализуя вредные вещества. Расход AdBlue очень низкий, но лучше всегда иметь с собой бутылочку-другую: если мочевина вдруг закончится, автомобиль даже не заведется. Так работают нацеленные на экологию прошивки.
Кратко:
Расход топлива
Экономичность дизельных двигателей — их преимущество перед бензиновыми. Сравним паспортный расход на примере BMW 320 и 320d с бензиновым и дизельным двигателями 2.0 мощностью 184 л.с. (оба — с автоматической коробкой):
Бензиновая версия (B48B20)
Дизельная версия (B47D20)
Важный момент: про автомобили с дизелем справедливо говорят, что это — экономия в долг. Резонно использовать дизель в коммерческом транспорте, он выгоден при частых междугородних поездках. Но если годовой пробег автомобиля менее 30 тысяч км, положительного влияния на кошелек вы не увидите.
Применяемость
Бензиновые двигатели способны выдавать более высокие обороты. Преимущество дизелей — в более высоком крутящем моменте. Поэтому скоростные и спортивные автомобили — чаще всего бензиновые, а большие и тяжелые — дизельные. (Например, огромные океанические лайнеры тоже ходят на дизеле.)
Выход энергии (энергоэффективность)
Дизельное топливо при сгорании выделяет больше энергии. Это значит, что автомобиль на литре ДТ уедет дальше, чем на литре бензина, и при этом дизель дает больший крутящий момент. Поэтому часто говорят об экономичности таких ДВС — но мы помним, что все зависит от пробегов.
Есть разница и по другим параметрам. Например, дизель более вибронагруженный, а у бензина выше температурный режим. Также дизельные ДВС тяжелее и массивнее: стенки камер сгорания, маховик, головку блока и другие элементы усилили — сделали толще, чтобы они могли выдержать высокое давление. Поэтому вес и размер дизельного агрегата всегда выше, чем у аналога.
До появления систем непосредственного впрыска топлива (GDI) отличием было использование ТНВД в дизельных моторах и бензонасоса в бензиновых. Но сейчас аббревиатуры FSI и TFSI прочно вошли в лексикон автолюбителей, а топливный насос высокого давления встречается на обоих видах агрегатов.
Как видно, различий между двигателями достаточно — как в техническом устройстве, так и в эксплуатации. Так что решать, что лучше — бензин или дизель — мы не беремся: оба типа находят свою аудиторию. А какой тип больше подходит вам?