Внутри Автопрагмата ▪ 11 марта 2022
Топ-7 оборудования для специалиста по подбору
👁 4695
Чем специалист по подбору авто отличается от простого знакомого, который хорошо разбирается в машинах? Не говоря об огромном опыте, в первую очередь — это наличие качественного, дорогостоящего оборудования для диагностики автомобиля.
В этом материале мы расскажем о некоторых инструментах, которыми пользуются специалисты во время выездной диагностики автомобилей. Спойлер: самый важный — на верхушке топа.
7 место. Инспекционное зеркало
Это зеркало, закрепленное на телескопической ручке — такое же, каким пользуются инспекторы при техосмотре или на таможне. Его угол наклона относительно ручки можно менять.
Зеркало позволяет осмотреть «неудобные» места — куда физически не проникнет взгляд:
В целом, зеркало не требуется, если есть эндоскоп с управляемым наконечником — но про него надо вести отдельный разговор.
6 место. Индикатор глубины протектора
Согласно ПДД, минимальная остаточная величина протектора — 1.6 мм для летней резины и 4 мм для зимней. Зная изначальную глубину протектора, при помощи простого индикатора можно оценить степень износа — и сказать, сколько шины еще проходят.
Помимо прямой задачи — определения остаточного ресурса шин — специалисту следует провести анализ. Например, если разница между протектором двух передних колес — 2 мм, возможно, у авто неправильно выставлены углы установки. Это говорит о том, что автомобилю нужно сделать сход-развал, а специалисту — выяснить причину, по которой он требуется.
А если одно колесо оказывается новым, надо понять, почему его меняли. Если машина влетела в яму так, что лопнула резина, возможно, и подвеска пострадала: ее надо осмотреть внимательно.
Иногда мы пользуемся примитивными пластиковыми индикаторами, но цифровые тоже присутствуют в нашем арсенале — и, ожидаемо, дают более точный результат.
5 место. Ультрафиолетовый и инфракрасный свет
Помимо обычных водяных знаков, в автомобиле и документах есть элементы, истинный вид которых может показать только невидимый свет: ультрафиолетовый и инфракрасный.
В первую очередь такими элементами оснащен ПТС: это голограммы, ворсинки в бумаге и большая надпись «ГИБДД» на развороте.
Таблички с VIN в дверных проемах тоже светятся по контуру в ультрафиолете. Так сразу видно, была ли табличка переклеена, надорвана, заклеена поверх, или заменена на простую бумажную наклейку.
Если про ультрафиолетовые элементы известно многим, об инфракрасных деталях говорят реже. Принцип работы — обратный: он не показывает некоторые детали, а скрывает их. Например, это маленький автомобиль на лицевой части ПТС и ореол вокруг зеленой точки на развороте.
Основная проблема портативных ИК-сканеров — на российском рынке их практически нет.
4 место. Толщиномер
Это прибор, который позволяет узнать толщину покрытия на всех элементах кузова. Учитывается любой тип: лак, краска, шпаклевка.
На экране прибора мы видим толщину ЛКП — в микронах, тысячных долях миллиметра. Чаще всего в зависимости от бренда авто слой краски составляет от 90 до 150 микрон, а на отдельных деталях — например, в дверных проемах — 40-60 микрон.
Большинство самых дешевых и распространенных толщиномеров работают по принципу простого магнита и могут фиксировать только толщину покрытия на стальных деталях. Естественно, они бесполезны при осмотре деталей, сделанных из алюминия и полимеров.
Полностью пластиковый кузов обычно встречается только у спорткаров, так что нам достаточно толщиномеров, работающих только с металлами. В отличие от других популярных моделей, наши приборы имеют несколько преимуществ:
Основная работа ложится на эксперта: нужно проанализировать эти данные
Вместе с остальными данными — из отчетов, электронной диагностики, после осмотра салона — толщиномер помогает узнать, сколько у автомобиля на самом деле было ДТП.
3 место. Эндоскоп
Камера с высоким разрешением, которая имеет в комплекте монитор или подключается к телефону. Подобным инструментом обычно орудуют медики при исследовании внутренних полостей человека. Примерно то же делаем мы: осматриваем труднодоступные пространства автомобиля. Например, цилиндры бензиновых двигателей — выкрутив свечи и погрузив камеру в цилиндр через свечной колодец.
Камера может крепиться на гибком шнуре или на жесткой тонкой трубке. Поскольку в последнем случае камера закреплена статично, жесткие эндоскопы подходят только для грубого осмотра рядных бензиновых двигателей. С ее помощью можно лишь немного осмотреть стенки и днище поршня.
Мы используем более продвинутые, гибкие эндоскопы. Ими можно проникнуть в цилиндры не только рядных, но и V-образных двигателей. А еще кончик шнура с камерой может загибаться и осматривать стенки цилиндра и клапаны.
Чаще всего при помощи эндоскопа выявляются:
Для осмотра нужен не только эндоскоп, но также комплект свечных ключей (плюс отдельный для V-образных двигателей), чтобы их выкрутить, и динамометрический ключ — чтобы затянуть обратно.
Отдельная история — эндоскопия дизельных двигателей, которую мы не проводим. Так как свечных колодцев технически нет, в цилиндры приходится проникать через форсунки. Это требует разбора топливной системы, занимает много времени, и продавец вряд ли на это согласится. Но обычным маломощным дизелям эндоскопия, как правило, не требуется.
При помощи эндоскопа можно забраться не только в двигатель, но и в выхлопную систему, выкрутив лямбда-зонд (датчик кислорода). Так мы можем осмотреть состояние катализатора — увидеть угрозу его разрушения и оценить степень выработки его ресурса.
А еще через эндоскоп можно осматривать скрытые полости, залезать под днище и смотреть номер двигателя — все то, для чего обычно используют зеркало.
2 место. Диагностическое оборудование
Бортовой компьютер может дать примитивную информацию об обслуживании. Но чтобы узнать все, что происходило с автомобилем, нужно заглянуть в каждый электронный блок.
Это помогает сделать специальное оборудование, которое подключает автомобиль к ноутбуку специалиста. В «мозгах» мы ищем:
Увы, просто увидеть ошибки недостаточно. Специалист буквально роется в памяти автомобиля, собирает по блокам информацию и анализирует ее. Все это нужно, чтобы:
У каждого автомобиля — своя специфика электронной диагностики, и свои данные, которые надо собирать по модулям. Поэтому для разных брендов мы используем разное диагностическое оборудование. Для технически простых авто — отечественных, японских, корейских — подходит один прибор. Более сложные марки требуют профильного оборудования. Для Mercedes-Benz это — Star Diagnosis С4, для VAG — ODIS, для Land Rover — Pathfinder, и несколько других.
В любом случае, надо понимать, что выездная компьютерная диагностика — не такая же, как в сервисных центрах. Она призвана не выявлять конкретные неисправности и их причины, а лишь изучить настоящее и прошлое автомобиля.
1 место. Глаза, уши, руки и мозги
Эти приборы, увы, не купить — только наработать огромным опытом. Который у наших специалистов, конечно, присутствует. Ведь помимо того, что просто пользоваться приборами, специалист должен:
А вы как думаете, какой же инструмент для подборщика самый главный?